× 
«Режиссеру нужно всегда помнить о зрителе». Интервью с Юлией Киселевой.
3 августа 2017 г.

«Режиссеру нужно всегда помнить о зрителе».
Интервью с Юлией Киселевой.

«Режиссеру нужно всегда помнить о зрителе».
Интервью с Юлией Киселевой.

У нового героя нашей беседки неимоверно богатое портфолио: 15 реализованных авторских проектов, десятки телевизионных фильмов и программ, множество презентационных и корпоративных роликов. Она знает о кино все и даже чуточку больше. О поиске тем для фильмов, о таланте чувствовать правду, и как научиться разбираться в киноискусстве – обо всем этом и не только мне удалось поговорить с режиссером, сценаристом и продюсером Юлией Киселевой.

Расскажите, как Вы себя чувствуете на съемочной площадке?

Никогда не задумывалась. А чем съемочная площадка отличается от любой другой площадки? Все то же самое и чувствую – радость, печаль, удовлетворение, раздражение, любовь, отчаяние, эйфорию. Другое дело, что нужна сосредоточенность на работе, а не на чувствах.

А темы для фильмов как выбираете?

По-разному. Некоторые мне предлагают снимать, и если тема интересна, я соглашаюсь. Некоторые придумываю сама. С тем, что сама, сложнее, потому что идей много, а вот ресурсов для воплощения мало, их нужно находить. Темы, которые сама придумываю, иногда возникают от героя.

Встречаешь человека и понимаешь, что хочешь о нем рассказать.

Или от феномена. Или от того, что что-то не понимаешь и пытаешься разобраться.

Подскажите пример, пожалуйста.

«Широкие объятия». Фильм о волонтерах фонда «Старость в радость». Стала снимать после встречи с Лизой Олескиной.  Или фильм «Самовыдвиженка». 22-летняя Даша собралась стать депутатом. Мне было интересно, что у нее получится из этого – стали снимать. После первого фильма мы ждали, что будет дальше. В итоге через год начали работать над второй частью  «Самовыдвиженка-2». 

Ваш последний проект другого направления, чем предыдущие…

Я не вижу особой разницы. В одном фильме герои – шахтеры, в другом – волейболисты, в третьем – ученые. И каждый раз нужно глубоко погружаться в тему: в спорт, в науку, в сельское хозяйство или в Великую Отечественную. Связано это, наверное, с моим интересом к определенной теме или с интересными личностями героев.

интервью, режиссер, Киселёва

Что еще нужно уметь и понимать, чтобы снять кино?

Чтобы снять игровое кино, нужно научиться работать с актерами. Необходимо разбираться в драматургии, монтаже, уметь работать с оператором, ставить задачи звукорежиссеру и композитору. Поэтому в документальном кино успех съемочного процесса напрямую зависит от режиссера – он формирует команду.

И нужно научиться чувствовать правду.

И не чему-то сначала, чему-то потом, а всему сразу. И учиться всю жизнь.

А чувствовать правду режиссер тоже учится, или это талант?

Чувствовать правду – мне кажется, должна быть склонность. Не берусь, конечно, говорить за всех. Но это скорее талант. Потому что этому вряд ли можно научить.

Когда видишь, где человек открывается, где правда – этого не объяснить, только увидеть можно.

Также и на монтаже. Можно технически научить монтажу – как правильно склеивать планы и ракурсы. Но в документалистике – почему один эпизод берешь в фильм, другой нет? У меня это скорее интуитивно. Хотя, конечно, есть объективные вещи – темпоритм, например.

Вы читаете мастер-классы. Какую идею хотите донести до слушателей?

Мастер-классы учебные. Они скорее не про идею, а про то, как сделать кино. Какие существуют приемы, как выстроить драматургию и т.д. Чем вообще документальное кино отличается от телепрограммы, например. И, кстати, я задаю такой вопрос каждый раз, и далеко не всегда аудитория может ответить. Даже студенты факультетов журналистики часто не отвечают. Но кино ведь – это искусство, где есть художественный образ и раскрытие характера героя.

Что касается идеи, то стараюсь предупредить, что режиссер несет ответственность за то, что зритель будет чувствовать, выходя из зрительного зала. И что сделает после этого. Нужно всегда помнить о зрителе.

А у кого учитесь Вы? Есть свой наставник?

Я окончила во ВГИКе мастерскую Игоря Андреевича Григорьева – вот у него и училась. А так, конечно, везде учишься, и не только у режиссеров-документалистов, но и у писателей, поэтов, драматургов, композиторов и т.п.

А как режиссеры смотрят кино:  как обычные зрители, или это уже невозможно?

Почему? Возможно. Кстати, когда кино плохое или скучное, тогда начинаешь больше обращать внимание на мизансцены, склейки, операторскую работу и т.д. И когда плохие диалоги, которые режут слух, тоже начинаешь вслушиваться в конструкцию предложений.

интервью, режиссер, Киселёва

Не могу не спросить о Вашем любимом фильме.

У меня нет одного любимого фильма. Много разных. Разных жанров. «Сталкер» Тарковского, «2046» Кар Вая, «Lost», «Мимино», «Три цвета» Кислевского, «Амадей» Формана, «Идиот»  Бортко, «Бригада» Сидорова . Это первое, что пришло в голову.

Иногда мне нравится даже не фильм, а чья-то роль в нем. Или сценарий.

Что бы Вы посоветовали посмотреть мне как журналисту?

Вам как журналисту я бы посоветовала не отдельные фильмы, а изучать творчество. Берете Данелию, например, и смотрите его фильмы – ранние, поздние. И читаете параллельно, что о них пишут критики. Или смотрите в Википедии фильмографию Евгения Миронова – и смотрите 5-6 фильмов. От Тодоровского до Котта. И читаете параллельно. Записи спектаклей тоже можно смотреть.

О как, спасибо. Расскажите еще о своем последнем проекте «Мозг. Вторая Вселенная». Как пришла такая идея?

Я не помню, как пришла в голову, но однажды встретилась со своим приятелем-продюсером, который спросил, есть ли у меня интересные темы. И я ему рассказала. Ему понравилось, мы начали готовить проект, но через два месяца он понял, что не потянет его и ушел. А я решила продолжать.

И много Вы уже отсняли?

Часов 50, не меньше. Мне было интересно, какие исследования ведутся в области нейронауки. Мы обратились в различные институты Москвы и Петербурга, нашли героев-ученых. В итоге сделали фильм, в котором каждый эпизод рассказывает либо об интересном феномене и его исследовании, либо об изобретении. Около 86 минут картина получается, скоро ее закончим.

P. S.

На днях команда Юлии собрала нужную сумму для завершения проекта «Мозг. Вторая Вселенная». С чем мы их поздравляем и с нетерпением ждем премьеры!

Поддержите автора репостом:
Он это оценит.

Юлия Тодоренко

Редактор OTHER | VIEW. Верю в творчество и медитацию. Питаю слабость к ретро-платьям, книгам и чаю в плацкартном вагоне. А на старости планирую побывать на всех материках в компании джаза, уютного трейлера и своего бодренького дедушки.